Несколько лет назад (в 2016) у меня дошли руки до Google Tag Manager. Поначалу он казался громоздким, сложным и заточенным под специфические задачи крупных проектов.

Как приятно было ошибиться!

GTM оказался универсальным инструментом, облегчающий работу с несколькими сайтами. Раскрывается этот инструмент лучше всего в руках веб-аналитика. Давайте по порядку.

Что за GTM такой?

Google Tag Manager (GTM) — это некий виртуальный контейнер, куда вы складываете все ваши клочки java-кода, расширяющие функционал сайта.

Вспомните, когда надо добавить Яндекс Метрику на сайт, то кусок отслеживающего кода необходимо вставить в шаблон.

Или модный нынче онлайн-консультант, или коллбэк-сервис, надоедающий посетителям предложением перезвонить через 15 секунд. Даже обычные кнопки для расшаривания вашего поста в социальных сетях; чтобы все это заработало, надо вставить технический текст в исходный код сайта.

С этим нет проблем

Когда это ваш личный сайт или пару-тройку клиентских под вашим присмотром, то всё просто — добавляете необходимый код. Когда надо, удаляете или заменяете.

Проблемы начинаются

Когда всё перед глазами и в ручном режиме, то проблем нет. В любой нештатной ситуации можно быстро среагировать и всё исправить. До 5 сайтов на руках и заморачиваться не стоит c автоматизацией. Это прекрасное время, когда ты держишь руку на пульсе, а человеческий фактор — это, как правило, только ты один.

Ты печать совершенства, полнота мудрости и творец своей судьбы.

Проблемы начинаются, когда количество сайтов растёт и, помимо вас, над сайтом работают другие люди. Пресловутый человеческий фактор начинает проявляться там, где раньше и представить себе было нельзя. Если уж ты-то точно венец совершенства, то коллективный разум — это липкий субстрат действий множества людей с разными компетенциями, задачами и опытом.

Шаткая конструкция, от которой хочется держаться подальше, и не зависеть от самого слабого её звена.

Как это было раньше:

  1. Если нет возможности вставить свой код силами CMS, то надо править шаблоны или непосредственно PHP-файлы.
  2. Для этого необходим FTP-доступ: не все его дают, некоторые не сразу находят заветный доступ, другие вообще впервые слышат сочетание незнакомых букв. В общем веселье полным ходом.
  3. Дальше надо найти место, где лежат шаблоны сайта. Каждый движок имеет собственную структуру папок и файлов. Если вы новичок, то можно потратить часы на поиск необходимого файла.
  4. Затем, найдя файл, надо найти место, куда можно безопасно добавить необходимый код. И не сломать при этом весь сайт.
  5. Сохранить все изменения.
  6. Проверить работоспособность сайта.
  7. Проверить новый функционал.
  8. Сделать резервные копии.

Если спустя время появится необходимость добавить новые возможности или изменить текущие, то начинаем всё с первого пункта.

А вот когда над сайтом работают несколько человек, то все ваши изменения могут: удалить, поломать, стереть, заменить.

Намеренно, нечаянно, при автоматическом обновлении, при ручной замене файлов или попросту по недосмотру или недосыпу.

Человеческий фактор!

И вы затем тратите время на обнаружение проблемы, поиск причины, откат изменений из резервной копии, возвращение изменений, сделанных другими людьми; затем надо провести инструктаж, чтобы в будущем избежать схожих ситуаций.

И всё это ждёт вас с каждым новым сайтом, с каждым новым клиентом, с каждым новым вашим сотрудником и каждым новым человеком на стороне клиента.

Как мы работаем сейчас:

  1. Добавляем только один раз код GTM своими силами или объясняем специалисту на стороне клиента, как это выполнить.
  2. Всё! Сайт в нашем распоряжении.
  3. В контейнер добавляем все необходимые коды отслеживания для всевозможных сервисов.
  4. Любые события на сайте привязываем к CSS-идентификатору объекта или тексту.

Красота! Классы и другие идентификаторы CSS поменяют еще нескоро, и можно не волноваться об обновлении. Если снесут код GTM, то вы сразу об этом узнаете, потому что перестанет работать всё, что мы понастраивали.

Возможности для аналитики

Теперь вы без непосредственного доступа к сайту можете отслеживать:

  1. нажатия любых кнопок;
  2. переходы по ссылкам;
  3. нажатия по тексту (например, таким образом, можно найти номера телефонов на сайте и добавить им атрибут ссылки с параметром tel:, чтобы посетителям при клике на телефон открывался сразу программа набора номера);
  4. отправка любой формы на сайте;
  5. путь товара от попадания в корзину до непосредственного подтверждения покупки.

И это только самые очевидные и частые задачи. Возможности Google Tag Manager поистине бескрайни. Если в предыдущей итерации, настройка была кривовата и заморочена, то сейчас (в последней версии GTM) настройка отслеживания обычных событий занимается пару кликов мышки и выбором имён для функций и переменных.

В последующих постах я приведу примеры неких специфических возможностей GTM; да и инструкцию для использования простыми смертными, думаю, надо добавить.

А сейчас лайфхак, как обойти ограничения конструкторов сайтов или излишне закрытых систем (CMS)

Попадаются CMS с очень ограниченным функционалом и без доступа к исходным файлам. Как быть?

Находим в настройках модуль интернет-статистики или онлайн-консультанта; сейчас на каждом сайте это присутствует, поэтому возможность добавить код отслеживания, как привило, предусмотрена даже в системах с минимальным функционалом.

Вставляем вместо, например, кода отслеживания Яндекс Метрики, код GTM и вуаля — теперь вы можете расширять функционал сайта сторонними сервисами и отслеживать любые действия пользователей.

Победа над криворучием и скудоумием! Ура, товарищи!

Подпишись, будет интересно!

Отставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *